Ретроспектива Сербского кинематографа

Ретроспектива Сербского кинематографа.

В этой статье будет рассмотрена история развития сербского кинематографа. Как значимый социальный элемент она не может рассматриваться отдельно от истории государства. Сербия, прежде чем сформироваться в независимую Республику, прошла трудный исторический путь с начала XIII века н.э. Длительное рабство, Первая и Вторая мировые войны, соединение союзных республик с последующим развалом задали тон творческим деятелям. Кинокритики отмечают тяготение к темам войны, насилия и деструкции.

Национальный стиль Сербского кинематографа сложился в тесной зависимости от исторических событий становления государства. Искусство, как важнейший инструмент формирования сознания людей, как никогда отозвалось на события этой страны. Фильмы Сербии всегда будет отличать экспрессивность, гедонизм, тяготение к абсурду, трагикомичность. По словам нынешнего министра культуры Сербской республики Небойша Брадича, «…это является способом психологической защиты».

Первый фильм в Сербии был создан в 1909 году - документальная лента о коронации Петара I, снятая англичанином Фрэнком Моттершоу [2]. Именно этот год принято считать датой рождения сербского кинематографа. Так как кинематограф того времени напоминал «младенца», который только делает свои первые шаги, экранное произведение не носило смысловой нагрузки, не имело сверхзадачи и всего спектра изобразительных приемов. Кино ограничивалось фиксацией действия, что уже приводило в восторг современников. Первым же игровым фильмом принято считать ленту «Карагеоргий», снятую в 1911 году.

После Первой мировой войны балканские славяне объединились в одно государство – Югославия. Союз продлиться до 1991 года. Кинематограф Сербии теперь невозможно рассматривать отдельно от веяний творчества хорватских и словенских режиссеров. Объединение и синтез культур дает новый толчок развития кинематографии. В 1920-1935 г.г. после прихода к власти коммунистов, происходит подъем нового искусства. Режиссеры обращаются к теме войны, литературным произведениям, древним мифам. Важнейшую роль в этот период сыграло чувство национального самосознания сербов. Фильм Михайло Поповича «Косовская битва» 1939 года рассказывает о кровопролитной войне 1389 года, в которой погибло почти все дворянство Сербского королевства.

До Второй мировой войны в Сербии было снято 12 фильмов.

С 1940 широкое распространение получило направление «партизанского кино». Так как регулярная армия Югославии служила интересам буржуазного правительства и не оказывала почти никакого сопротивления фашистам, в кино пропагандировали армию сопротивления. В это время были сняты картины Деяна Сорака «Офицер с розой», Велько Булаича «Козара».

В первое десятилетие после войны сербский кинематограф переживал период стагнации. Новые картины практически не выпускались, государство восстанавливало сельское хозяйство и экономику. Однако, уже в 1960 годах молодые режиссеры Сербии получают международное призвание. Важную роль играет так называемая «Югославская черная волна». Критики ограничивают направление временными рамками с 1963 до 1972 год. Суть идеи творчества молодых режиссеров заключалась в протесте неизменности, закостенелости общества в широком смысле, вне правящих политических режимов. Серьезную роль играла потребность в самовыражении. Творцов заинтересовал человек сам по себе, без каких-либо искусственно созданных идеологических штампов.

На экран пришли элементарные проявления экзистенции – банальные, комичные, убогие, возвышенные. Среди особенностей фильмов нового направления можно выделить – рассмотрение острых социальных проблем, черный юмор, нетрадиционная форма подачи видеоряда, фаталистические финалы.

Лидерами «Черной волны» являлись Душан Макавеев («Любовная история и трагедия телефонистки» 1967 г., «W.R. Мистерии организма» 1971 г.), Александр Петрович («Папоротник и огонь» 1965 г., «Скупщики перьев» 1967 г.), Пуриша Джорджевич («Девушка» 1965 г., «Полдень» 1968 г.).

«Скупщики перьев», картина 1967 года, снята режиссером Александром Петровичем, рассказывает про быт современных автору этнических цыган. Двое цыган Бора и Мирта противостоят друг другу в возможности скупать гусиные перья для подушек у местного населения. Картина составлена из мрачного видеоряда, наполненного пьянством, невежеством и насилием. Критики отмечают критический, оппозиционный взгляд на реальность, деятельность социалистических властей. Примечателен и стремительный монтаж, использованный в картине – не свойственный ни одному фильму того времени. В последующем противостояние отдельных маргинальных лиц официальным учреждениям и идеологической суете станет «визитной карточкой» режиссера А. Петровича.

В 1980 годы важной фигурой в развитии кинематографии становится режиссер Горан Маркович (1946 г.). – создатель более 50 документальных и 11 художественных картин. Его картины «Черная оспа» 1982 г., «Тайваньская канаста» 1985 г., «Дежа Вю» 1987 г. заслужили международное призвание. Югославские режиссеры 1980-х г. уже не считались с цензурой и снимали фильмы на самые разные темы. Для фильмов этого времени характерна гротескность, национальный колорит, абсурдность. Характерные для 1980-х г. работы режиссера Живко Николича «Чудо невиданное» 1984 г., Горана Паскалевича «Обманчивое лето 68-го» 1983 г., «Время чуда» 1989 г.

Последнее десятилетие XX века становится самым драматичным периодом в жизни сербского народа. Переходный период, связанный с развалом Югославии, натовскими бомбардировками накладывает отпечаток на судьбы людей и искусство. В кинематограф выливается вся негативная энергия творцов. Для запада сербское кино представляется как брутальное, вызывающее психологический дискомфорт. Часто, фильмам, снятым на стыке XX и XXI века, свойственна тема грубой сексуальности, насилия и войны. Министерство культуры Республики Сербия говорит об этом, как об отголоске событий начала 1990-х г. Однако, и в этот трудный для государства период возникают картины, наполненные оптимизмом, иронией, гуманностью. Служившие социальной прививкой от тотальной конфликтности.

В это время можно отметить работы самого знаменитого сербского режиссера Эмира Кустурицы (1954 г.) Его работы являются синтезом типичной для среднеевропейского кино проблематики и югославской манеры подачи материала, а ее всегда отличала фантасмагоричность и экспрессия. Фильмы Э. Кустурицы наполнены национальным колоритом, свойственным только сербскому кинематографу – «Время цыган» 1988 г., «Подполье» 1995., «Черная кошка, белый кот» 1998 г.

На сегодняшний день основной тенденцией сербского кинематографа остается авторский фильм. Каждый режиссер имеет свой ярковыраженный почерк, свою поэтику повествования. Излюбленный жанр арт-хауса стал национальной чертой современного сербского кинематографа. Режиссеры отошли от показа суровой действительности, вычурных сцен насилия к более глубоким темам социальной проблематики. Язык кино по большей мере перестал вызывать эмоциональный дискомфорт.

Для современного сербского кинематографа свойственно сотрудничество со странами-союзниками (бывшей Югославии), европейскими странами.


Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии