Теория кино. 5 принципов монтажа Пудовкина

Пять основных принципов монтажа.

В начале двадцатого века киноискусство только зарождалось, в то время не существовало правил и принципов производства фильмов. Режиссеры создавали кинокартины, экспериментируя с техникой съемки, постановкой кадра, и, конечно же, с монтажом. Одним из пионеров советского кинематографа был Всеволод Илларионович Пудовкин, актер и режиссер. Он первый, кто осознал важность роли монтажа в кинопроизводстве.

Пудовкин понял, что правильно смонтированные кадры могут эмоционально влиять на зрителя. В ходе своих экспериментов он сформулировал основные принципы монтажа: по контрасту, параллелизм, символизм, одновременность и лейтмотив.

1) Контраст.

Техника контраста позволяет режиссеру воздействовать на зрителя через сопоставление противоположных вещей. По сути, на экране мы видим переключение кадров несущих одну эмоциональную окраску к кадрам несущим противоположную окраску – богатство и бедность, счастье и горе, чистота и порок и т.д.

Классический пример – сцена из «Крестного отца», когда Майкл Корлеоне крестит своего племянника, а параллельно мы видим, как по его приказу убивают неугодных людей. Здесь идет противопоставление чистоты младенца и порочности его крестного, святости церкви и греховности мира.

Если рассматривать современный кинематограф, то отличным примером станет сцена из фильма «500 дней лета». Главный герой приглашен на День рождения его бывшей девушки, он окрылен и мечтает восстановить отношения. Он направляется на вечеринку. На экране нам одновременно показывают два варианта развития событий – фантазии героя и реальность. Режиссер показывает нам насколько мир фантазии и мир реальности отличаются, прямо в одном кадре.

2) Параллелизм.

Этот прием заключается в том, что в кадре происходит переключение между двумя не связанными сценами, но акцент делается на схожести ситуаций или образов, а так же на каких-то деталях присутствующих в обоих сюжетах.

Для примера первого способа можно рассмотреть момент из фильма «Интерстеллар» - главный герой уезжает с фермы, оставляя детей и прошлое. А в следующем кадре мы видим, как он покидает Землю. Сцены абсолютно разные, но действия, которое совершает герой, идентичны друг другу.

Классическим примером второго способа является сцена из «Космической одиссеи». Обезьяна подкидывает кость, а в следующем кадре мы видим космический корабль, формой напоминающий ту самую кость.

С помощью параллелизма можно построить и всю картину в целом. «Джули и Джулия» - весь фильм это проведение параллелей между двумя героинями, линии которых разделены десятилетиями. Но используя этот прием, авторы соединяют две жизни в один фильм.

3) Символизм.

Заключается в том, что определенный физический объект в кадре становится символом события, действия, чувства или человека.

«Шестое чувство» - красный цвет символ того, что произойдет нечто ужасное. Лопается красный шарик – Коул, запертый на чердаке, кричит. Мы не видим, что происходит за запертой дверью, но символ позволяет понять негативную окраску происходящего. «Лоуренс Аравийский» - главный герой уговаривает вышестоящего офицера, чтобы он позволил ему отправится в пустыню. Тот отговаривает его, рассказывая как там жарко и опасно. Герой зажигает спичку, чтобы помочь офицеру прикурить, а потом, дав ей погореть, тушит ее. Следующим кадром нам показывают, как солнце всходит над пустыней. Спичка была символом пустыни.

Символизм – самый распространенный прием. Некоторые символы лежат на поверхности, а некоторые не так очевидны. Но в любом случае, использование этого метода монтажа позволяет лаконично, без лишних объяснений, доносить важную информацию до зрителя.

4) Одновременность

Одна из самых распространенных техник, заключается в демонстрации событий, происходящих одновременно, но разделенных географически. Используется для создания саспенса. Порой этот прием используют, когда сюжета одной линии для поддержания интереса не достаточно. Тогда все пробелы заполняются другой линией повествования.

Для примера рассмотрим «Звездные войны. Последние Джедаи». Этот фильм наполнен отличными примерами использования этой техники.

Фин и Роуз привозят шифровальщика на корабль Первого ордена, чтобы тот мог взломать систему их безопасности, но они оказываются в ловушке. Параллельно нам показывают флагман повстанцев, на котором вот-вот закончится топливо, и они окажутся под прицельным огнем Первого ордена. Создается саспенс – смогут ли герои отвести атаку.

Фин и Роуз попадают в западню, их предали, они пытаются выбраться и вступают в бой с штурмовиками. BB-8 пытается им помочь. В это же время Кайло Рэн и Рей сражаются с главным злодеем Споуком. Эти события не связаны, но то, что их показывают одновременно, переключаясь между ними, помогает поддерживать интерес к этим линиям и не потерять эмоциональный накал.

В финале с помощью этой же техники нам показывают битву между Люком и Кайло Рэном и побег повстанцев.

Одновременность – очень простой и действенный прием. Чаще всего его используют достаточно поверхностно, просто избегая пустых дыр в сюжете. Но его можно применить красиво и тонко, так чтобы удивить зрителя.

Вспомним «Молчание ягнят» - спецназ подъезжает к дому Баффало Билла и готовится к операции, дальше идет переключение на то, что происходит в доме. И так происходит несколько раз. Зритель верит, что спецназ вот-вот ворвется в дом. В итоге оказывается, что спецназ был у другого дома, а на пороге Баффало Билла появляется Кларисс, совершенно одна.

5) Лейтмотив

Повторение сцен или символов, или музыки, происходящее в течение всего фильма. Помогает придать фильму целостность и объем. Так же это отличный способ общение со зрителем – оставлять подсказки или предостережения.

«Крестный отец» - как только в кадре появляются апельсины, то зритель сразу может понять, что кому-то из героев грозит смертельная опасность или кто-то действительно умрет.

«Шестое чувство» - красный цвет здесь символ ужасных событий. Появление красных предметов является подсказкой, что дальше произойдет нечто нехорошее.

«Челюсти» - перед каждой атакой акулы зрителю показывают жертву снятую «с точки зрения» акулы, то есть это визуальный код, который подсказывает зрителю, что будет происходить дальше.


Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии